ФАС: в договоре юрлица и регоператора учет ТКО по фактическому объему не имеет дополнительных условий и ограничений

Владелец двух магазинов, размещенных в нежилых зданиях многоквартирных домов, установил для каждого из них контейнер для складирования ТКО на площадке накопления отходов. Предприниматель имеет договор с региональным оператором по обращению с ТКО. Однако последний прислал проект дополнительного соглашения к договору, намереваясь вести расчеты за оказываемую владельцу магазинов услугу вывоза ТКО по нормативам накопления отходов.

Предприниматель не согласился с изменением условий расчета, но регоператор сослался на Письмо председателя Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.11.2018 № 02/01–121.

Согласно тексту этого документа:

На основании изложенного, при заключении договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями, в том числе с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, считаем необходимым руководствоваться вышеуказанными нормами законодательства, а именно:

  • при заключении договоров с потребителями, находящимися (осуществляющими свою деятельность) в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, учет объема и (или) массы ТКО предусматривать исходя из нормативов накопления ТКО;
  • при заключении договоров с потребителями, находящимися (осуществляющими свою деятельность) в отдельных нежилых зданиях, у которых имеются собственные места накопления ТКО, и исключена возможность использования мест накопления ТКО иных потребителей, учет объема и (или) массы ТКО предусматривать исходя из объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

    Предприниматель с указанными в письме рекомендациями не согласился и обратился с заявлением в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике.

    Предупреждение УФАС по Чувашской Республике от 25 июля 2019 г. № 05–04/5327

    Позиция УФАС
    Согласно пункту 148 (1) Правил предоставления коммунальных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее — МКД) и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (Правила № 354), собственник нежилого помещения в МКД в целях обеспечения обращения с ТКО заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором.

    Коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:

  • нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показате­лях объема;
  • количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

    Это следует из подпункта «а» пункта 5 Правил № 505. При этом положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме уточнены в Правилах № 354. Этими правилами также предусмотрено два альтернативных варианта определения объема:

  • исходя из нормативов накопления ТКО;
  • исходя из фактического объема.

    Учет ТКО исходя из фактического объема для организаций, размещающихся в многоквартирных домах, может осуществляться, в свою очередь, в двух случаях:

  • при раздельном накоплении сортированных отходов;
  • в случае если это указано в заключенном с региональным оператором договоре.

    Причем второй вариант не имеет каких-либо дополнительных условий и ограничений к его применению (в том числе не обусловлен требованием об обязательном раздельном сборе отходов), отметило антимонопольное ведомство.

    ФАС пришла к выводу:

    В письме председателя Кабинета Министров Чуваш­ской Республики от 13.11.2018 № 02/01–121 содержится несоответствие нор­мам действующего законодательства, что может привести к созданию дискриминационных условий для собственников нежилых помещений в многоквартирном доме.

    ФАС рекомендовала до 6 августа 2019 года отозвать письмо и сообщить о выполнении предупреждения до 9 августа 2019 года.

    Примечание

    Предупреждение ФАС не подлежит обязательному исполнению и направлено, в первую очередь на повторную оценку лицом своих действий (бездействия). В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства ФАС принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

    Предупреждение УФАС по Чувашской Республике от 25 июля 2019 г. № 05–04/5327
    Письмо председателя Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.11.2018 № 02/01–121

    ecoindustry.ru